Поліція відповідно до покладених на неї завдань регулює дорожній рух та здійснює контроль за дотриманням Правил дорожнього руху його учасниками та за правомірністю експлуатації транспортних засобів на вулично-дорожній мережі»

п.11 ч.1 статьи 23 Закона Украины «О национальной полиции»

 

Анализ аварийности на дорогах Украины в 2017 году. Статистика ДТП.

Согласно официальной статистике, опубликованной Управлением безопасности дорожного движения Национальной полиции можно было бы порадоваться за наших водителей – ну как тут не радоваться, если количество ДТП уменьшилось на 12%, травматизм и смертность тоже снизилась на 3 и 11 процентов соответственно. Однако все не так радужно как кажется на первый взгляд и причина нашего пессимизма кроется в искривлении статистики путем включения в нее «нужных хороших цифр» с временно оккупированных Луганской и Донецкой областей, а также АРК и Севастополя.

Так, согласно опубликованным данным в 2014 году – году, который берется за основу для сравнения с рассматриваемым периодом, совершено 153 217 ДТП: из них 1202 в АРК, 459 в Севастополе, 8794 в Донецкой и 2701 в Луганской области, тоесть всего на этих территориях в 2014 году совершено 13 156 ДТП. В то же время в 2015 году на указанных территориях, согласно опубликованной статистике, совершено только 3749 ДТП, тоесть почти в 4 раза меньше.

Таким образом, вовсе не имея данных с АРК и Севастополя, а также имея неполные данные с Донецкой и Луганской области их намерено включили в общую статистику дабы сгустить краски в 2014 году и показать радужную перспективу в 2015, рапортуя о том что государство находится в хороших руках.

Такой подход, в принципе, сильно не изменил картину с количеством ДТП, однако сменил со знака «+» на знак «-» картину по ДТП с пострадавшими, в первую очередь за счет роста более чем на 5 % количество травмированных при ДТП.

Справедливости ради следует отметить что, несмотря на допущенные при составлении отчета оплошности, на реальных 6,5% снизился уровень смертности от ДТП.

Также, следует отметить, что если не проводить сравнения с прошлыми годами то опубликованный отчет вполне точно характеризует ситуацию, которая сложилась на дорогах Украины. В связи со сказанным выше, в анализе мы постараемся не говорить о динамике, а остановимся на констатации ситуации в 2015 году. Также, следует заметить, что данные из АРК, в том числе по городу Севастополю отсутствуют в связи с чем в дальнейшем данные регионы при анализе во внимание не берутся.

Общая ситуация с ДТП.

Продолжая анализировать отчет, мы видим, что каждое 4 ДТП происходит в Киеве, однако только каждое 20 из них с потерпевшими.

По количеству ДТП за Киевом со значительным отрывом идут Одесская и Харьковская области, а с позитивной стороны показали себя Тернополь, Кировоград и Сумы.

Особое внимание стоит обратить на ДТП с пострадавшими.

Как уже было сказано выше, количество происшествий с пострадавшими выросло, но значительно снизилось количество смертельных случаев.

Так, за 2015 год на дорогах Украины погибло 3759 человек и 29827 человек травмировано.

По количеству погибши в результате ДТП лидерами в этой «печальной гонке» стали Киевская (364), Днепропетровская (334) и Львовская (254) области. Наименьшее количество ДТП со смертельным исходом зафиксировано у Черновицкой (49), Тернопольской (79) и Сумской (80) областях.

Что касается автомобильных аварий, в результате которых потерпевшими получены травмы, то тут «первенство» у уже знакомой для нас Днепропетровской области (3121) и вслед за ней идет Харьковская область (2852) и город Киев (2476) с Киевской областью (2472). Самыми безопасными в этом плане стали Черновицкая (285), Тернопольская (505) и Кировоградская (513) области.

Сопоставляя общее количество ДТП с количеством аварий с потерпевшими, глядя на большие цифры по первому и условно маленькие по второму в Киеве (1 к 20) в сравнении с Днепропетровской и Харьковской областями (1 к 4 и меньше) можно прийти к выводу, что возможно в последних водители более консервативны и не любят лишний раз светится, а предпочитают все вопросы решать «по-старинке» - без полиции и страховой.

ДТП с пострадавшими по характеру происшествия.

Анализируя обстоятельства ДТП с пострадавшими, точнее его характер, видно, что больше всего в 2015 году произошло прямых столкновений транспортных средств – 8967. Не намного меньше совершено наездов на пешеходов – 8734 и 2902 ДТП произошло в связи с наездом на преграду.

Также, зафиксировано 1917 ДТП с пострадавшими, причиной которых стало переворачивание транспортного средства.

Чуть больше каждого 6 ДТП с велосипедистом, которых в 2015 году было 1732 случай, заканчивалось смертью.

Кроме того, в 2015 году зафиксировано 686 ДТП связанных с наездом на припаркованный транспорт и 427 ДТП, которые по характеру возникновения не вошли в перечисленные категории.

Наиболее драматичными по характеру ДТП с пострадавшими стали дорожно-транспортные происшествия с пешеходами, в которых погибло 1449 человек. 1049 погибло при столкновении транспортных средства, а следом за ними идут ДТП в результате наезда на преграду – 633 погибших и переворачивание транспортных средств (429). Следует отметить, что каждый 6-й потерпевший в ДТП человек погибает.

Следует отметить, что наезд на пешехода, глядя на их количество и процент смертности, является самым опасным ДТП, что, учитывая неравную борьбу человека с железом, вполне объяснимо.

Как бы не было печально это признавать, но лидерами в вопросах совершения наездов на пешеходов являются водители столицы нашей страны – 918 зафиксированных фактов, следом за ним, с небольшим отрывом следуют водители Днепропетровской области (888) и почти на сотню меньше в Харьковской области (780).

Что касается характера ДТП каждой конкретной области, то эта информация отображена в следующей таблице и диаграмме.

 

Регіон Зіткнення Перекидання Наїзд на ТЗ, що стоїть Наїзд на перешкоду Наїзд на пішохода Наїзд на велосипедиста Інші види ДТП

Вінницька

216

45

16

80

223

54

8

Волинська

208

85

15

74

262

72

15

Дніпропетровська

891

171

71

296

888

148

51

Житомирська

312

83

25

92

287

101

20

Закарпатська

204

34

12

124

210

71

8

Запорізька

419

95

38

145

395

66

15

Івано-Франківська

208

43

10

80

181

45

5

Київська

739

125

55

304

570

138

13

Київ

845

22

73

174

918

77

36

Кіровоградська

153

51

14

49

128

19

3

Львівська

635

134

28

171

740

147

57

Миколаївська

286

65

12

78

261

37

19

Одеська

675

142

49

194

615

86

33

Полтавська

335

104

29

89

296

61

8

Рівненська

209

52

18

68

262

68

17

Сумська

185

53

25

68

247

56

7

Тернопільська

143

60

7

44

133

16

8

Харківська

912

198

84

200

780

126

24

Херсонська

230

49

25

67

232

52

8

Хмельницька

204

37

13

66

224

41

11

Черкаська

281

52

21

115

214

68

9

Чернігівська

183

38

5

109

185

82

8

Чернівецька

91

27

2

29

97

13

3


Причины совершения ДТП.

Среди причин ДТП с пострадавшими более распространенными в 2015 году оказались: превышение безопасной скорости (5512), нарушение правил совершения маневров (3371) а также управление транспортным средством в состоянии опьянения (2358).

Давайте более детально остановимся на них.

ДТП с пострадавшими произошедшие по причине превышения безопасной скорости.

Лидером среди областей по количеству ДТП с пострадавшими, произошедшие из-за превышения безопасной скорости стала Львовская область (753), она же занимает и лидирующее место по количеству погибших в этом виде ДТП (140) и по количеству травмированных (1050). За ней идет Днепропетровская (475 ДТП, 81 смерть и 641 травмированных) при этом уступив Черниговской области 2 место по количеству погибших (89), третей в этом антирейтинге идет Одесская область – 410 ДТП, 49 погибших (11 место по Украине) и 549 травмированных.

Наиболее благополучными, с точки зрения ДТП произошедших по причине превышения безопасной скорости, оказались Черновицкая (46 ДТП, 8 погибших и 46 травмированных), Тернопольская (55, 9, 85) и Хмельницкая область (62, 22 (7 место по Украине), 78).

ДТП с пострадавшими по причине нарушения правил маневрирования.

Что касается ДТП с пострадавшими, которые произошли в связи с нарушением правил совершения маневров то тут более безопасными, с точки зрения количества происшествий, оказались Житомирская область - 39 ДТП, в которых погиб 1 человек и 48 травмировано. Вслед за Житомирской идет Черновицкая - 43 ДТП, 7 погибших, 43 травмированных и Тернопольская с Кировоградской области - по 46 ДТП, в которых также одинаково погибло по 4 человека и травмировано 54 и 64 соответственно.

Наиболее неблагоприятными в плане ДТП с пострадавшими по причине нарушения правил маневрирования стали:

по количеству – Запорожская (320), Днепропетровская (283) и Закарпатская (254) области;

по погибшим – Закарпатская (39), Винницкая (38) и Запорожская (36);

по травмированным - Запорожская (436), Днепропетровская (341) и Закарпатская (305) области.

ДТП с пострадавшими совершенное в состоянии опьянения.

Из всех причин дорожно-транспортных происшествий перечисленных в данной статье, только ДТП с потерпевшими, совершенное в состоянии опьянения является преступлением с отягчающим обстоятельством и, в отличи от других причин, делает безусловным виновным в его совершении водителя.

Несмотря на то, что в начале анализа мы говорили что постараемся не проводить сравнение с 2014 годом из-за его неточности, для ДТП совершенных в состоянии опьянения мы всё-таки сделали исключение (для точности анализа исключены неполные данные Донецкой и Луганской областей, АРК и города Севастополь).

Итак, несмотря на существенное уменьшение смертности в данной категории ДТП (почти на 6%) количество самих происшествий и количество травмированных выросло на 9 % и 9,5% соответственно, что в абсолютных цифрах составляет – 183 происшествия и 260 травмированных.

Лидерами по количеству происшествий стали Киевская (219), Харьковская (175), Львовская (165), Запорожская (164) и Днепропетровская (152) области, при этом лидером в росте данного вида ДТП стала Закарпатская область, где уровень увеличился более чем в два раза, а также Кировоградская (78%), Ивано-Франковская (75%) и Николаевская (72) области.

С позитивной стороны себя показывают Черновицкая - 21 ДТП, Хмельницкая и Тернопольская области по 33 происшествия, при этом и динамика в этих областях также была положительная, одна из лучших по Украине (40%, 21% и 13%). Следует также отметить и позитивную динамику в Одесской (28%) и Херсонской (19%) области.

Наибольшее количество происшествий, прогнозируемо приводит к наибольшему количеству потерпевших от них.

Так, по количеству травмированных, в таком же порядке, как и с количеством происшествий, расположились Киевская (321), Харьковская (260), Запорожская (224), Львовская (224) и Днепропетровская (223) области. По такому же принципу обстоят дела и с динамикой – более чем в 2 раза возросло количество травмированных в Закарпатской и Кировоградской областях, а Тернопольская (30%), Черновицкая (21%), Сумская (18%) и Одесская (18%) области уменьшили количество травмированных.

Наименьшее количество травмированных также в Черновицкой (31), Тернопольской (39) и Хмельницкой (52) областях.

Количество погибших в «пьяном ДТП» в Киевской области (лидеру в этой категории) превосходит количество травмированных и погибших в Черновицкой области вместе взятых – 34 против 31 человека.

Следом за Киевом расположились Черниговская и Ивано-Франковская области, в которых погибло по 25 человек. 19 человек погибло в Житомирской области и по 17 в ДТП данной категории в Запорожской, Черкасской и Винницкой области.

Негативную тенденцию в процентном соотношении тут показывают Сумская (800%), Ивано-Франковская (150%), Тернопольская (133%), Житомирская (58%) и Винницкая (55%) области. Справедливости ради необходимо заметить, что в абсолютных цифрах, за исключением Ивано-Франковской области, этот рост не такой уж и пугающий. Так, 800% роста в Сумской области это 9 погибших в этом году по сравнению с 1 в 2014, 133% роста в Тернопольской это увеличение с 3 до 7 человек, и т.д.

По количеству погибших, в сравнении с другими областями, позитивно себя показали Черновицкая (0) область, город Киев (2), Хмельницкая (3) и Кировоградская (4) область. Наилучшая динамика оказалась в городе Киеве (75%), Хмельницкой (70%), Львовской (50%), Кировоградской (50%), Харьковской (48%) и Волынской (41%) областях.

Другие причины ДТП.

Наиболее травматичными в 2015 году оказались ДТП, произошедшие по причине выезда на полосу встречного движения, что в принципе и понятно учитывая суть происшествий.

Так, в 2015 году, в 1185 происшествии погибло 400 человек и еще 2168 получили травмы, что в сумме получается больше 2-х человек на 1 ДТП.

Мене травматичными, но более распространенные в 2015 году оказались ДТП произошедшие по причине нарушения правил переезда перекрестков.

Так, в 1633 ДТП погибло 89 человек, а вот увечья получили 2316, что говорит о том, что зачастую этот вид ДТП не проходит без переломов.

Глядя на статистику потерпевших в ДТП на перекрестках немного непонятна становится картина с ДТП, произошедшими по причине несоблюдения дистанции, в 1445 из которых погибло 111 человек, что больше на 20 % чем погибших в ДТП при проезде перекрестков.

Также, одной из причин ДТП с потерпевшими является переутомление водителя или его сном за рулем. В 2015 году по этим причинам произошло 172 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 56 человек и еще 239 были травмированы.

Нарушение правил проезда железнодорожных переездов в 2015 году стало причиной 19 ДТП, в которых погибли 12 человек и еще 25 получили травмы.

В результате нарушений правил обгона в 2015 году на дорогах Украины произошло 253 ДТП с пострадавшими – 33 погибших и 420 травмированных.

Как все Вы уже наверно слышали, в Украину возвращается старая и проверенная «кормушка» – обязательный периодический технический осмотр транспортных средств. Высокие полицейские чины утверждают, что это просто необходимо и никакой коррупции при прохождении ТО не будет, поскольку ее будут проводить частные СТО, НО КТО БУДЕТ ВЫДАВАТЬ РАЗРЕШЕНИЯ НА ТАКИЕ СТО?!!!

«Поліція відповідно до покладених на неї завдань видає відповідно до закону дозволи на рух окремих категорій транспортних засобів; у випадках, визначених законом, видає та погоджує дозвільні документи у сфері безпеки дорожнього руху»

п.13 ч.1 статьи 23 Закона Украины «О национальной полиции»

 

Давайте посмотрим насколько всё-таки необходимо ТО.

Так, в 2015 году в связи с неисправностью транспортных средств произошло «аж» 64 ДТП (включая часть Донецкой и Луганской областей), в которых погибло 18 и травмировано 95 человек.

Казалось бы, 18 погибших человек это немало, но это составляет чуть более половины процента от всех погибших на дорогах Украины людей за год. Примечательно, что согласно этому же отчету полиции, в 2015 году в ДТП причиной которых, было неудовлетворительное состояние дорог, погибло 26 человек!!! Вывод напрашивается сам собой.

Фиксировались в 2015 году также и ДТП с потерпевшими произошедшие в связи с нарушением правил: проезда высокогабаритных и многотоннажных транспортных средств (2), буксирования (8), проезда остановок общественного транспорта (6) и другие.

Под колесами транспорта, по вине водителей, на пешеходных переходах в 2015 году погибло 96 человека и 1269 травмировано, а всего таких ДТП случилось 1242.

ДТП с пешеходами.

Что касается пешеходов то тут статистика следующая.

Переход дороги в неустановленном месте забирает жизнь более чем у каждого 5 потерпевшего (1330 ДТП, 278 погибших и 1152 травмированных), а вот неожиданный выход пешехода на проезжую часть происходят реже (905), однако процент смертности в таких случаях, хотя и не намного, но выше - 21% по сравнению с 19% при обычном переходе в неустановленном месте.

Переход пешеходами дороги на красный свет или запрещающий знак регулировщика привел к 9 смертельным случаям, а всего же в 2015 году зафиксировано 74 таких дорожно-транспортных происшествия.

Каждое 11 ДТП с участием нетрезвого пешехода заканчивается для него смертью – 314 ДТП, 29 погибших и 307 травмировано.

И напоследок, анализируя причины случившихся в 2015 году ДТП, хотелось бы обратить особое внимание на следующие цифры по причине нарушения правил предоставления беспрепятственного проезда (а это наши скорые, пожарные, милиция и другие оперативные службы) произошло 478 дорожно-транспортных нарушения, в которых погибли 28 человек и еще 673 были травмированы.

Распределение вины в ДТП с пострадавшими.

Анализируя информацию о лицах, с чьей вины произошли дорожно-транспортных происшествия с потерпевшими в 2015 году видно, что безусловными виновниками являются водители транспортных средств, однако в каждом 8 происшествии виноваты пешеходы и что самое неприятное так это то, что в каждом 25 виноват ребенок, которых по своей вине погибло 43 и травмировано 757.

ДТП при участии детей.

Заканчивая наш анализ, хотелось бы остановится на самой трагичной статистике – ДТП при участии детей.

Глядя на красные цифры негативной тенденции мы не смогли еще раз не отступить от позиции не сравнивать между собой 2014 и 2015 года и всё-таки, отбросив временно оккупированные территории, провели эту параллель.

В результате сравнения 2015 года с 2014 установлено, что количество ДТП при участии детей возросло по всей Украине (за исключением 3 областей) и общий уровень роста составил более 57%.

Количество ДТП с пострадавшими при участии детей также возросло на 9%, а количество травмированных в них детей возросло на 10,5%. Обнадеживающей является только тенденция на уменьшение летальных случаев – минус 13%.

Анализируя рост ДТП с участием детей видно, что наиболее негативную, можно даже сказать ужасающую динамику показывает Киев, где количество таких ДТП за 2015 год составило 1608, что по сравнению с 2014 годом (275 случаев) на 485% больше.

В след за Киевом идут Ивано-Франковская (62%), Херсонская (45%), Житомирская (42%), Волынская (38%), Кировоградская (37%), Николаевская (36%), Черкасская (33%), Одесская (33%), Львовская (31%), Полтавская (30%), Тернопольская (29%), Черновицкая (23%), Винницкая (23%) и Закарпатская (22%) области, а также остальные, кроме Черниговской, Хмельницкой и Ровенской, которые показали позитивную динамику.

Из 5738 ДТП с участием детей 3389 были с потерпевшими, в которых травмировано 3708 и погибло 203 ребенка.

По сведенному количеству потерпевших детей области расположились в таком порядке: Днепропетровская (всего 395, травмировано 373, погибло 22), Харьковская (337, 327, 10), Львовская (327, 315, 12), Одесская (320, 310, 10), Киевская (299, 289, 10), Киев (234, 225, 9), Запорожская (190, 180, 10), Волынская (172, 154, 18), Житомирская (158, 146, 12), Полтавская (151, 148, 3), Сумская (142, 137, 5), Ровенская (136, 118, 18), Черкасская (131, 123, 8), Закарпатская (127, 119, 8), Николаевская (119, 115, 4), Ивано-Франковская (117, 108, 9), Херсонская (106, 100, 6), Хмельницкая (98, 92, 6), Черниговская (97, 91, 6), Винницкая (93, 85, 8), Тернопольская (67, 64, 3), Кировоградская (59, 55, 4) и Черновицкая (36, 34, 2).

Также следует отметить, что самая плохая статистика по количеству погибших в ДТП детей в Днепропетровской (22 смертей), Волынской и Ровенской областях по 18.

По вине детей из 5738 ДТП совершено 892, тоесть меньше чем каждое 6. Из них 679 ДТП с потерпевшими, в которых погиб 41 ребенок и 717 травмировано.

Как видно на диограмме выше, дети реже оказываются виновниками ДТП, но когда они уже оказываются виновниками – вероятность получить травму или лешится жиздни возрастает.

Интересной также может быть информация о соотношении вины в ДТП детей-пешеходов и детей-водителей (мопеды, мотоциклы и автомобили без спросу).

Анализируя диаграмму можно прийти к выводу, что дети-водители чуть-чуть реже попадают в ДТП, а в аварии с потерпевшими еще реже, однако вероятность серьезных последствий возрастает.

С другой стороны можно предположить, что дорожно-транспортные происшествия с детьми-водителями имеют латентный характер и выходят наружу только когда последствия таких происшествий становятся серьезными и очевидными, как к примеру смерть.

Также можно заметить, что дети-пешеходы в ДТП с пострадавшими чаще всего попадают поодиночке – на 416 ДТП 426 потерпевших. В тоже время дети-водители в ДТП с пострадавшими попадают не сами – на 263 ДТП 332 потерпевших.

На этом свой анализ мы закончим. Желаем Вам и Вашим близким никогда не становится героями телепередачи «Свідок» и соответственно участником такого отчета полиции.

Анализ аварийности на дорогах Украины в 2017 году - 5.0 из 5 проголосовало 1 голос